amrok (amrok) wrote,
amrok
amrok

Фильм «Лабиринт» (тот, что с Дэвидом Боуи)

Надо признаться, первый раз этот фильм я смотрел давно, смотрел его неоднократно, но только вчера, после совместного просмотра до меня дошёл его смысл и воспитательный эффект.

Ведь о чём рассказывает фильм? О девочке из сложной семьи в сложный период превращения в девушку. Какие у неё интересы? Не отжившие своё куклы, платья и украшения. Она никого не слушает, полагая себя во всём правой — это продемонстрировано как в "диалоге" с родителями («— Могу я поговорить с тобой? — Нам не о чем говорить!»), так и с первых же минут пребывания в лабиринте:

— Ай!! Она укусила меня!
— А чего ты ожидала от фей?
— Я думала, они делают добро, исполняют желания.
— Хах? Много ты знаешь.

В начале фильма девочка не умеет даже формулировать мысли, не говоря уже о том, чтобы ставить перед собой цели:

— Ты знаешь где дверь в этот лабиринт?
— Может быть.
— И где же?
— (Ах, ты маленькая... Шестьдесят!)
— Я спросила, где она?
— Кто она?
— Дверь.
— Какая дверь?
— Тебя бесполезно спрашивать.
— Нет, если ты будешь правильно спрашивать.
— Как мне попасть в лабиринт?
— Вот, это мне больше нравится. Ты можешь войти там.

И далее следует сцена, почти повторяющая «Алису в Стране Чудес»:

— Так, пойдешь ли ты налево или направо?
— Оба пути выглядят одинаково.
— Да, так ты далеко не уйдешь.
— А, куда бы ты пошел?
— Я? Я бы никуда не пошел.
— Если ты так будешь помогать, то лучше просто уйди.
— Знаешь в чем твоя проблема? Ты слишком многое принимаешь за должное.

Но, как это нередко бывает в жизни и в кино, героиня проходит через все трудности и испытания, отведённые ей на данный период. И встречает Короля Гоблинов, изнанку своего эго:

— Верни мне ребенка.
— Сара, берегись. Я был щедр до сих пор, но я могу быть и жесток.
— Щедр? Что же ты сделал такого щедрого?
— Все! Все, что ты хотела, я выполнял. Ты просила, чтобы ребенка забрали. Я забрал его. Ты молилась мне. Я был страшен. Я изменил ход времени. Я перевернул мир с ног на голову... и я сделал это все для тебя. Я устал оправдывать все твои ожидания. Это разве не щедрость?

Её гонит страх, страх потерять Ребёнка: это и страх наказания Родителей, и страх отказа от своего внутреннего Ребёнка, и страх бесплодия. Страх и желание вернуть всё на круги своя, обратно, как прежде — пройти Лабиринт и вернуться с победой.

— Через неимоверные опасности и бесконечные трудности... Я прошла свой путь до замка за Городом Гоблина. Ибо моя воля так же сильна как твоя...

И в этот момент они меняются местами, Король Гоблинов говорит: «Смотри, Сара. Посмотри, что я тебе предлагаю. Твои мечты.» Но Сара уже прошла Лабиринт, полигон жестокой реальности. Она сама отказалась от своих кукол («Все здесь. Все, что тебя интересовало, все здесь. В чем дело, моя дорогая? Тебе не нравятся твои игрушки? — Это все хлам. Я должна спасти Тоби!») Ей нужен Тоби, ребёнок, «To be», чтобы быть/являться/существовать.

А её изнанка, никогда не взрослеющий анимус, тень души, оборотная сторона её эго совершенно честно предлагает ей: «Я прошу так немного. Просто дай повелевать тобой, и ты будешь иметь все, что захочешь.»

На что Сара отвечает заученной формулой: «Ибо моя воля так же сильна как твоя и мое царство так же велико. У тебя нет власти надо мной.» Сара делает выбор в пользу сознательного управления собственной жизнью, реинтегрирует полученный опыт и обретает власть над своей теневой половиной.

За что и расплачивается распадом личности, и проводит остаток дней в окружении плюшевых игрушек, воображая себя в вечном гоблинском празднике, где резвящиеся у неё в голове персонажи перепутались и, перекрикивая друг друга, играют в «Царя Горы».
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments